Я родилась осенью 45-го, после окончания войны. Молодость моих родителей пришлась на военные годы. Моя мама, Ванюшина Любовь Тарасовна, в 1941-м году закончила Стерлитамакское педагогическое училище. До революции оно называлось Духовной семинарией, которую в 1917-м году закончил дед, Ванюшин Тарас Михайлович, организатор образования в этих отдалённых от основных городов местах. Выпускной вечер состоялся 21июня. За мамой приехал на лошади отец, чтобы забрать её домой, и, одновременно, поприсутствовать на выпускном вечере. Было необыкновенно весело и душевно. Танцевали вальсы, танго, фокстроты, говорили красивые слова. Впереди была прекрасная, наполненная смыслом жизнь... И всё оборвалось. Утром началась война. Дедушка пошёл закупать соль и спички, в магазинах - давка, начали работать призывные пункты. По словам мамы, она встала рядом с отцом выполнять свой долг учителя. Дедушку не взяли на фронт из-за врождённой травмы правой руки. Жили в квартире при школе. Одного за другим забирали мужчин. Продовольствие шло на фронт, себе оставляли мало. «Всё для фронта, всё для победы». Победить любой ценой. Сначала думали, что война будет недолгой, затем стало понятно, что она будет и долгой, и тяжёлой.
Школа продолжала работать несмотря ни на что, и в этом заложен был глубокий смысл: победившей стране нужны будут образованные люди, то есть сомнений в победе не было. Дети приходили голодные, многие больные от холода, недоедания, тяжёлой работы. Мама вспоминала, что бабушка по утрам варила салму или, по-другому, затируху из муки, воды и картошки, вытирали детям сопли, слёзы, кормили горячим, а потом сажали за парты учиться. Очень скоро начали приходить похоронки на отцов. Когда кто-то из детей переставал ходить в школу, дедушка шёл к родителям и уговаривал отпустить в школу, или, если бросали сами, просил родителей уговорить их ходить в школу.
Вспоминает тётя Люба Дорина: «Пришёл Тарас Михайлович к отцу, спрашивает, почему Люба не ходит в школу. Она способная, ей надо учиться». Отец отвечает: «Тарас, а кто же будет работать? Как жить?» Но всё равно отпустил. В этом факте кроется высокая вера людей в жизнь, в будущее страны. Дети помогали взрослым в тяжёлом крестьянском труде. Только научился держать косу, а уже надо косить, готовить дрова, ухаживать за скотиной, участвовать в колхозных делах. 10-12-ти летние дети выполняли работу за отцов. У многих из моих сверстников отцы не вернулись с фронта или вернулись инвалидами.
Мой отец, Макаров Семён Ананьевич, 1920 года рождения, был из очень бедной крестьянской семьи. Закончил семилетку в местной школе колхозной молодёжи и начал работать учителем в этой же школе, ведь тогда образованных людей было мало. В 1939 году был призван в РККА (Рабоче-Крестьянскую Красную Армию) и направлен на Дальний Восток, в погранвойска. Служили тогда 3 года. Когда началась война, движимый общим чувством патриотизма, он добровольцем ушёл на фронт осенью 41-го года. Вернулся в 1944-м году после тяжёлого ранения в боях на Курской дуге. Раны давали о себе знать всю жизнь. В родных местах, хоть и не было боевых действий, царили голод, запустение, работали одни женщины и дети. Счастье было в том, что остался жив. Папе сразу поручили руководить колхозом «Пятилетка», в который входили Русский и Татарский Сухой Изяк. Не хватало мужских рук, техники не было, лошадей мало, везде бедность, но война близилась к концу, и оптимизм был необыкновенный. Папа был очень добрым человеком, готов был последнее отдать, чтобы помочь людям. О его необыкновенной доброте говорили многие люди. Он рассказывал такой эпизод из жизни: семьи были большие, во главе одни женщины, дети голодные. Как жить, чем кормить детей? Картошка была, а вот хлеба нет.