+12 °С
Все новости
Общие статьи
25 Сентября 2018, 10:56

«Горы зовут тех, чья душа им по росту»

В каких только живописных уголках республики мы не побывали с нашей туристической командой под руководством Ильдара Фаритовича Юсупова! Но осталось одно место, куда я хотела попасть многие годы, и всё не удавалось осуществить эту мечту. И вот, наконец, цель близка - мы собираемся в трёхдневный поход.

Малый Шелом

В 11 часов вечера, уложив в рюкзаки всё необходимое, с командой из 11 человек на автобусе выдвигаемся по направлению д. Тюлюк Челябинской области. Кто-то, чтобы набраться сил, решил подремать, а кто-то, в ожидании встречи с прекрасными видами природного парка, не смог сомкнуть глаз. К посёлку мы доехали только к утру. Выйдя из тёплого автобуса, застыли от увиденного, вот он, перед нами - могущественный и величественный Иремель, и кажется, мы практически стоим у его подножия. Но руководитель, решив, что «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал» (а на Иремель он с разными группами поднимался несколько раз), уводит нас совсем в другую сторону. Если у нас мечта - побывать на вершине Иремеля, у него другая - посмотреть на необычайной красоты природу с высоты горы Большой Шелом. Наскоро перекусив, взвалив рюкзаки на плечи, уходим в лес. Накрапывает мелкий дождь, но испортить наше настроение ему не в силах. Прошагав вдоль хребта Бахты полдня, обедаем возле чистоводной речки Юрюзань, идём дальше. Слева остается деревенька Александровка. Как говорит Ильдар Фаритович, живут там староверы. В деревне ни электрических столбов, ни газовых труб, ни водопровода, стоят только солнечные батареи. Тем не менее, видим довольно большие и новые дома, ухоженные участки. Немного отдохнув, поспав прямо на тропинке возле этой деревни, идём дальше к намеченной цели. Телефоны здесь «не ловят», тропинка всё уже и уже. Желающих подняться на Шелом не очень много, так как в основном все туристы идут на Иремель. Поэтому, кажется, во всём лесу мы одни. Тайга. Красота. Тишина.

Но вдруг, голоса. Оказалось, не мы одни такие энтузиасты. Навстречу к нам из леса выходит группа школьников из Миасса. Объяснили дорогу, поделились своими впечатлениями и побежали дальше, им сегодня надо успеть выйти к Александровке. А мы, поняв, что до Большого Шелома дойти до ночи нереально, решаем дойти до Малого Шелома. Уставшие и голодные, останавливаемся на ночлег у подножия. Сил ни у кого не осталось, поэтому пока готовится еда, ставим палатки, а сразу после ужина заваливаемся спать.

Просыпаемся утром от холода и от голосов тех, кто встал пораньше и уже кипятит чай на костре. Оставив все вещи возле тропинки, налегке начинаем свой путь к вершине Малого Шелома. Встречаются заросли малины. Их поломанные ветки, разрушенные муравейники говорят о том, что, скорее всего, недавно здесь побывал хозяин леса. Чуть выше начинаются курумы - так называемые каменные реки. Это большие валуны, будто бы “текущие” вниз по склону горы. А мы почти бежим в гору, очень уж хочется встретить рассвет на вершине. Взобравшись, наконец, оборачиваемся и выдыхаем. Сводящий с ума вид: кругом таёжный лес, туман, поднимающийся по долине речки, вид на близлежащие горы и хребты. Неподалёку белеет вершина Большого Шелома, до которого мы не дошли несколько километров. Вот где можно насладиться истинной свободой и настоящей красотой. Делаем фотографии на память на высоте в 1427 метров и торопимся вниз, ведь нас ещё ждёт обратный путь до Тюлюка длиною в 28 км.

Обратная дорога даётся нелегко. Ноги устали, рюкзаки, несмотря на то, что продукты поубавились, кажутся ещё тяжелее. К деревне Тюлюк, расположенной у подножия Иремеля, мы выходим только к вечеру. Довольно долго ищем место для стоянки, туристов очень много. Ставим палатки и начинаем искать дрова, их здесь тоже найти нелегко.