+13 °С
Облачно
Все новости
О тех, кто рядом
27 Ноября 2018, 11:24

Сквозь жизненные перипетии

Нашей маме Абдюшевой Мафрузе Зарафутдиновне исполнилось 90 лет. В жизнь девчонки, которая росла в родном Денискино любимицей в семье рядом с дедушкой и бабушкой, мамой и папой – шофёром, в 1935 году привёзшим в колхоз первую автомашину, судьба вносила неисправимые трагические поправки.

К концу войны они остались только с мамой и двумя маленькими братишками. Папа ушёл на фронт с первых дней войны, и он погиб зимой того же года в тяжёлых боях под Смоленском. Мама её, депутат сельсовета, работает ради Победы с раннего утра до ночи, почти не приходя домой. Смотреть за братишками двух и шести лет, полоть картошку и ещё другие многочисленные обязанности по дому – всё это на плечах маленькой, хрупкой девочки, ещё и ходит на посильную работу в колхоз.

Позже её, ещё даже недостигшую восемнадцати лет, отправляют вместе с такой же подругой детства Хадичёй по вербовке в белорецкие леса. Там в те годы работали и те, кого в 30-е годы сослали как кулаков. Один из таких, затаивших обиду на весь мир, глядя, как девушки ручной пилой пилят толстые деревья, сказал: «Так вам и надо – нас обидели ни за что!» А остальные их пожалели: «Эти–то девочки в том не виноваты!» Тогда мама наша была маленького роста, худенькая, с большими синими глазами, красивая девочка. Одна семья очень жалела её и иногда, пригласив к себе домой, кормила. Да, выживать двумя-тремя ложками муки за целый день тяжёлого труда было почти невозможно. А однажды на неё упало огромное дерево, и она целую неделю лежала без сознания.

Когда начинает рассказывать, как добирались домой, волосы встают дыбом. Это было в апреле. Одежды нормальной на них нет, денег тоже не было. К счастью, их увидели односельчане, возвращающиеся с фронта домой, Гафур Насретдинов и Габдулвали Абдулов. С их помощью за секунду, как поезд тронулся, успели прыгнуть в вагон и спрятаться. Когда он набирал скорость, одна из девушек-попутчиц сползла вниз с углём и зависла, едва успев схватиться за край вагона. А внизу с бешеной скоростью мелькают шпалы... С трудом, с плачем девушку кое-как поднимают обратно. После поезда, где на лошади, где пешком добираются домой. У мамы есть медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.”.

В 1951 году мама и наш папа Абдюшев Калимулла Бахтигареевич, отслуживший 7 лет моряком, поженились. Скоро умирает её мама, молодая ещё вдова фронтовика, Рахима. Круглых сирот, двух маленьких маминых братишек они взяли в свою семью. Время тяжеленное, голодное. Но наш добрый, великодушный папа и бабушка, которую соседи называют «Спасибо-эби», не считали их лишними ртами, не обижали. Забегая вперёд, скажу, наши дяди нам тоже всю жизнь помогали, поддерживали и родственники отца.

«Ваш папа, который ещё в армии схватил воспаление лёгких, в апреле, надев поверх старой тельняшки только лёгкий бушлат, с маленьким кусочком хлеба из еды, день и ночь пахал землю на тракторе», - вспоминает мама. Папа после этого очень сильно заболел, подлечиться пробовал в больнице и в госпитале, но не помогло. В 1963 году в 36 лет он умер. Мне было тогда 10 лет, сестрёнке Фатиме 4 годика. Мама пережив, преодолев все тяготы одиночества, нас вырастила, выучила.

Она и сама передовых взглядов на жизнь была. В школе училась на одни «5», но продолжить учёбу не было возможности. Младшие классы окончила, когда занимались по латинскому алфавиту. Она самостоятельно освоила кириллицу и по-русски говорит. С детства читала и Коран, сейчас потеряла память, но доа читает правильно, не ошибаясь. Работала и почтальонкой, и свёклу выращивала, и поваром в колхозной столовой трудилась. Частенько к нам «на квартиру” пускали прикомандированных штукатуров-маляров, шофёров. Мама всю жизнь держала коров. И всё наше лето проходило в заготовке сена, дров. А сена в наших краях косить свободно без коня, транспорта и не найдёшь тогда. Так мы после всех искали куски в оврагах, под деревьями, косили то серпом, то косой. До глубокой ночи. Уставали, а мама всё работала и нас заставляла. Не забуду, как лошадь застряла в болоте в ивняке «Поп таллыгы», и мы никак не могли вытащить. Или когда по дороге сено свалилось, и нам пришлось заново грузить. А дом у нас был старенький, мы каждое лето его мазали, белили - таскали вёдрами навоз, глину и по десять замесов делали.

Мама была работящая, дома всегда были порядок, чистота: печка белоснежная, полы, саке выдраены, цветы в полном цвету. Почтальон Габделлахат бабай хвалил: «У Мафрузы всегда перед воротами снег расчищен, двор выметен».

В школьные годы утренние часы были такие прекрасные. Мама рано утром уже печку затопила,там потрескивают дрова. Вот в дом врывается свежий морозный воздух – это она заходит, уже убравшись, посмотрев скотину. И у печи начинает хлопотать или с блинами, или с кыстыбый, или вак - беляшами. И шалей много связала на своём веку, а подружки нам и сейчас говорят: “Мама же вас одевала в такие белоснежные вязаные носки!» А обшивала она платьями, кофточками, юбками не только нас, но и всех соседей, родных. Читать как любила! Каждый год, кроме районки, «Кызыл тана», выписывали ещё несколько газет, журналов.

Мама никогда не жаловалась на жизнь, умела все тяготы, лишения пережить терпеливо, никого не осуждала, не обсуждала, с соседями жила всегда в дружбе. У нас постоянно собирались на посиделки-вязание соседские женщины.

Нашу маму односельчане всегда уважали за трудолюбие, порядочность, доброжелательность и за честное имя женщины-матери. А мы бесконечно благодарны и за жизнь, подаренную ею нам, и за образование, воспитание. За то, что могли всегда оставлять на неё своих детей и с головой окунуться в работу в школе. За огороды без единого сорняка. За то, что встречала нас с работы горячими обедами. И за то, что до сих пор ходит на своих ногах и всё стремится что-нибудь делать, работать. Просто потому что рядом с нами, и мы можем обратиться к ней : «Мама».


Дочери Нафиса Бухариева и

Фатыма Галиева, внуки, правнуки.
Читайте нас: