+10 °С
Облачно
Все новости
О тех, кто рядом
26 Июля , 16:11

Когда полюбишь, то на нацию не смотришь

В стародавние времена Кузьминовка считалась мокшанским селом, кстати, единственным в нашей республике. Мокшане – этническая группа мордвы, отличающаяся своеобразной культурой, своим языком, обычаями. Не в их характере обособляться  от других национальностей,  и поэтому в село приезжали на постоянное местожительство и другие народы. Так, после признания неперспективными деревень Улядаровки, Маганёвки, Митрофановки, сюда переехали  чуваши. «Мордва и чуваш – народ наш», - шутят здесь. И правы оказались, ведь образовалось столько смешанных браков!

Мария Николаева с внуком Александром.
Мария Николаева с внуком Александром.

Крепкие семьи создали Вера Геннадьевна и Петр Валентинович Улядаровы, Зинаида Николаевна и Виктор Михайлович Шлентовы, Татьяна Ивановна и Фёдор Михайлович  Ямщиковы, Наталья Михайловна Евдокимова и Геннадий Лазаревич Трофимов, Галина Терентьевна и Иван Васильевич Данины, Татьяна Ивановна и Владимир Михайлович Митрофановы, Сергей Леонидович и Нина Евгеньевна Палаевы, Елена Михайловна  и Валентин Васильевич Маганёвы, Салих Иргалиевич и Наталья Хаматнуровы.

И это неудивительно, ведь, несмотря на  некоторые различия, есть множество точек соприкосновения: представители обеих национальностей -  хозяйственные,  работящие, с хорошим чувством юмора люди. Но, если человек полюбит по-настоящему, никто и не смотрит, на каком он языке разговаривает. Кстати, подмечено, что чуваши очень быстро осваивают мордовский язык.   Жаль только, что потом детей не учат ни мордовскому, ни  чувашскому языкам. Увы, дети становятся русскими…

- Мы с детских лет дружно жили, в одном классе учились и мордва, и чуваши,  –  говорит  Нина Васильевна Фролова. - В Улядаровке была только начальная школа, и дети на велосипедах приезжали на учёбу в нашу школу.  А зимой жили в  пришкольном интернате.

- И в колхозе хорошо вместе работали, - добавляет Любовь Николаевна Курмаева.

Теперь остается только с грустью вспоминать экономически крепкий  колхоз им. Калинина, где  настоящими руководителями  были чуваш Александр Петрович Манзуров, мордвин Петр Кузьмич Гераськин, даже русский был –  Николай Андреевич Пищугин.

Наш разговор происходил в сельском Доме культуры, где женщины   из волонтерской  группы «Доброе сердце»  плели маскировочные сети. Сегодня их было восемь тружениц, (а зимой до 19 доходило), всё-таки лето, сенокосная пора,  да еще ко многим из городов приехали  в гости дети и  внуки.  Так,  не отвлекаясь, мы и   поговорили о межнациональных отношениях, культурной жизни.

 Мокшанский ансамбль «Пизелкс чувто» («Рябинушка») знаменит на всю республику, многим нравятся их старинные песни, особая манера исполнения. Одна из участниц Мария Ивановна Николаева вместе со своим внуком Александром Антоновичем Салгиным в июле  этого года ездили  в село Наумкино Аургазинского района,  на республиканский фестиваль «Играй, гармонь мордовская!» Исполнив дуэтом песню про деревню,  причем внук аккомпанировал на баяне, они заняли второе место в номинации «Семейный ансамбль».  И это среди тридцати конкурсантов! Поздравляем от всей души!

 Менее узнаваем чувашский ансамбль «Тавансе»  («Родня»), хотя и у него есть свои поклонники.

 После переезда сюда культработника   из Алешкино Ларисы Сидневой местный клуб стал центром притяжения для многих жителей. Она почти каждый день проводит какое-нибудь интересное мероприятие, причем участвуют в них, как говорится, и стар, и млад.  А еще Лариса Петровна ведет страничку Кузьминовского СДК в социальных сетях, благодаря чему многие земляки  узнают, что  в их родном селе происходит.

 В очень давние времена  при въезде в село находилась каменная церковь, в советские времена её разломали, и,  как говорят старожилы, материал использовали для строительства клуба. Бывший председатель колхоза Петр Кузьмич Гераськин в годы своей работы установил на этом месте деревянный крест. А в этом году  здесь появилась часовня, красивая, из современных материалов. Она построена полностью на средства  предпринимателя Алмаза  Хаматнурова, сына Салиха  Иргалиевича. Алмаз  по национальности татарин, но крестился в церкви и принял православную веру. И часовню он воздвиг по зову души. Официальное открытие еще впереди, но  здесь уже дважды проводились службы. На ней вместе молились и чуваши, и мордва.

 Фото предоставлено.

Когда полюбишь, то на нацию не смотришь
Когда полюбишь, то на нацию не смотришь
Автор:Галина Батманова
Читайте нас: