- Зариф Закирович, завершилась первая весенняя сессия Государственной Думы VII созыва, как вы оцениваете итоги работы депутатов?
- В начале работы VII созыва депутатами были определены приоритеты работы нового состава Государственной Думы: повышение качества законотворчества, эффективность представительных полномочий, совершенствование форм парламентского контроля. Сейчас уже можно сказать, что сделано в рамках работы по этим направлениям. За период работы Государственной Думы VII созыва было внесено на рассмотрение 1051 законопроект. Но это лишь примерно третья часть от всего портфеля законопроектов, потому что с прошлых созывов перешло 2020 законопроектов, некоторые из которых были внесены еще в 1994-1995 годах. Было решено разобрать эти «законодательные завалы», при этом, не потеряв конструктивных идей, заложенных в эти законопроекты. В результате 17% законопроектов прошлых созывов приняты, а из 2020 нерассмотренными остались всего 840. Всего же за период работы Государственной Думы VII созыва принято 427 законов.
В целом, депутаты активно включились в законодательную деятельность. Я являюсь членом Комитета по государственному строительству и законодательству. Это основной Комитет Государственной Думы, в нем на рассмотрении находится более 600 законопроектов, и на нем же лежит основная нагрузка по законодательной работе. По поручению руководства Государственной Думы и руководства Комитета, я более 80 раз выступал на пленарных заседаниях Государственной Думы и заседаниях Комитета, внес восемь законопроектов, некоторые из которых уже приняты, а также активно участвовал в работе над поправками к ряду законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации.
Также большое внимание сейчас уделяется работе депутатов не только в стенах Государственной Думы, но и непосредственно с гражданами в регионах, что подчеркивает характер парламента как представительного органа. Поэтому результаты работы оцениваю как удовлетворительные.
- Какие наиболее значимые законопроекты вы можете выделить среди принятых в период весенней сессии?
- Одним из основных вопросов, над которым работали депутаты в ходе весенней сессии, была охрана здоровья граждан от употребления некачественного алкоголя. Это серьезная проблема, поскольку от отравлений «паленым» алкоголем в России ежегодно гибнет порядка 30-40 тысяч человек. Причем, эта проблема особенно актуальна для сельской местности, где, к сожалению, случаи незаконной торговли некачественным алкоголем имеют место. Для противодействия этому злу приняты два закона. Один из них вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым за незаконное производство и продажу алкогольной продукции будет назначаться штраф на виновных граждан в размере от 30 т.р. до 200 т.р., а на предприятия до 20% от выручки, полученной от незаконной реализации спиртных напитков. При этом во всех случаях алкогольная продукция подлежит конфискации. Второй вносит изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, согласно которым вводится ответственность в виде штрафа в размере от двух до четырех миллионов рублей с лишением свободы на срок до пяти лет за производство, закупку, поставку, хранение или розничную продажу алкогольной продукции без лицензии, совершенные в крупном размере.
По действующему законодательству за незаконную продажу алкогольной продукции предусмотрен штраф до 2500 рублей, что явно несоразмерно степени опасности правонарушения и получаемого от его совершения дохода, а уголовной ответственности за неоднократную незаконную продажу алкоголя и за его производство, перевозку и продажу в крупном размере не было предусмотрено вовсе. Эти законопроекты необходимы. Они позволят пресечь случаи торговли контрафактным алкоголем, создающим угрозу жизни и здоровью граждан.
Данный законопроект я представил на пленарном заседании 21 июля, он был единогласно поддержан всеми депутатами и принят в третьем окончательном чтении. Предполагается, что принятые законы вступят в силу в конце августа после подписания Президентом России. Об усилении ответственности за незаконное производство и продажу алкоголя меня неоднократно просили избиратели, особенно жители Зауралья, как на встречах в период избирательной кампании, так и в ходе личных приемов.
- К нам поступает много обращений от обманутых дольщиков. Люди нередко вкладывают в строительство жилья последние деньги, а в итоге оказываются на улице и без денег по вине недобросовестных застройщиков. Известна ли эта проблема Государственной Думе и планируется ли что-либо сделать для ее решения?
- Да, эта проблема, конечно, известна. В период весенней сессии депутатами велась активная работа по законопроекту о защите прав обманутых дольщиков. Были проведены большие парламентские слушания с участием не только депутатов и экспертов, но и самих граждан, пострадавших от действий застройщиков. По итогам этих слушаний были сформулированы и подготовлены предложения, которые в дальнейшем легли в основу принятого 21 июля закона о защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков.
Названным законом предусматривается создание Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, который будет вести единый реестр застройщиков, а также заниматься формированием компенсационного фонда, выплачивать дольщикам компенсации и организовывать достройку жилых домов. Фонд будет формироваться за счет обязательных отчислений застройщиков в размере 1,2% от цены каждого договора участия в долевом строительстве.
Также предусматриваются требования к застройщикам и их финансовой состоятельности. Не менее 10% от планируемой стоимости строительства дома должны составлять собственные средства застройщика, такую же сумму застройщик обязан держать на счету в банке в качестве гарантии. Законом создается Единая информационная система жилищного строительства, в которой в открытом доступе будет размещаться информация о строительстве многоквартирных домов. При помощи этой системы каждый дольщик будет иметь возможность в режиме реального времени отслеживать процесс строительства дома.
Принятие закона позволит создать эффективную систему защиты граждан от недобросовестных застройщиков и, что самое главное, впредь не допустить появления обманутых дольщиков.
- В последнее время много говорится об эффективности такой меры принуждения к уплате долгов, как ограничение выезда за границу. Но известно и то, что, даже погасив долги, гражданин часто не может отправиться за рубеж, поскольку сведения о нем в системах пограничных органов отображаются через продолжительное время. Сделано ли депутатами что-либо для решения этой проблемы?
- Да, на эту проблему обращал внимание Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев, который справедливо указал, что процедура снятия ограничения на выезд должна занимать не больше суток.
В октябре прошлого года был внесен законопроект, направленный на сокращение этого срока. Данный законопроект от внесения и до принятия Государственной Думой курировал я. Мною он был представлен коллегам на заседаниях Комитета и на пленарных заседаниях Государственной Думы, также я активно участвовал в подготовке и согласовании поправок к этому законопроекту.
В итоге данным проектом был не только сокращен срок снятия ограничения на выезд до суток с момента оплаты долга, но и повышен порог суммы долга, при неисполнении которого к должнику может применяться временное ограничение на выезд, с действующих 10 000 до 30 000 рублей.
В тоже время, увеличение этой суммы не распространяется на требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, морального и имущественного вреда, причиненных преступлением. Для таких взысканий минимальный порог задолженности остается 10 тысяч рублей в целях защиты прав наиболее социально уязвимых категорий взыскателей.
Закон вступит в силу с 1 октября 2017 года. При этом ограничения, наложенные до его вступления в силу, будут сниматься уже в ускоренном порядке.
- Сегодня на повестке дня остро стоят вопросы развития агропромышленного комплекса. Приняты ли Государственной Думой в период весенней сессии законы, создающие условия для развития сельского хозяйства в Республике Башкортостан?
- Одним из важнейших законов в области сельского хозяйства, принятых Государственной Думой в период весенней сессии 2017 года, является Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)», подписанный Президентом Российской Федерации 1 июля. Кстати, это был один из законопроектов, которые перешли к нам от коллег VIсозыва.
Данным законопроектом введен ряд мер, направленных на создание условий для занятия товарным рыбоводством в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках. Сейчас такие пруды могут находиться только в федеральной собственности, и даже если собственник земельного участка строит на нем такой пруд, участок все равно отходит в федеральную собственность. Это фактически делает невозможным использование подобных прудов для занятия рыбоводством. Для решения данной проблемы законом собственнику земельного участка предоставлено право строить на нем пруды для занятия рыбоводством, в том числе, образованные водоподпорными сооружениями на водотоках. Строить такие пруды можно будет также на землях сельскохозяйственного назначения, а право собственности на земельный участок после постройки пруда будет сохраняться за прежним владельцем. Также появится возможность размещать на лесных участках временные постройки, предназначенные для занятия товарным рыбоводством.
Этот закон очень ждали во многих районах Республики Башкортостан, где есть все условия для занятия рыбоводством. Развитие рыбоводства не только создаст в районах Республики новые рабочие места, но и позволит накормить свежей рыбой тысячи жителей Республики и других регионов нашей страны.
- Находятся ли сейчас на рассмотрении в Государственной Думе какие-либо законопроекты, автором которых вы являетесь, которые значимы для граждан страны и, в частности, для жителей Республики Башкортостан?
- Я бы выделил два таких законопроекта.
Один посвящен вопросам исполнительного производства. Предлагается наделить судебных приставов полномочиями по осуществлению доставления и задержания лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и привлекаемых к ответственности по статье 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях. Сейчас судебные приставы при необходимости задержания таких лиц и составления в отношении них протокола вынуждены обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, что осложняет своевременное привлечение должников к ответственности. Принятие законопроекта позволит решить эту проблему и защитить права несовершеннолетних и нетрудоспособных родителей на получение алиментов.
Вторым законопроектом предлагается разрешить гражданам свободно собирать для личных нужд валежник без получения разрешений, как того требует законодательство сегодня. Во время моих встреч с избирателями тема разрешения свободного сбора валежника неоднократно поднималась. Сейчас идут необходимые согласования данного законопроекта в Правительстве Российской Федерации, но я надеюсь, что в ходе осенней сессии он будет рассмотрен и принят.
Кстати говоря, о своей деятельности я информирую избирателей через социальные сети. Обо всех важных законопроектах я пишу на своих страницах в Facebook и Вконтакте.
- Вы упомянули о том, что одним из приоритетов в работе VII созыва Государственной Думы является повышение эффективности представительских полномочий. В особенности это, конечно, касается депутатов, избранных по одномандатным округам. Часто ли к вам обращаются граждане, удается ли помочь им?
- Да, вы правы, работа с избирателями в регионах- это непосредственная и очень важная обязанность депутата. В мой адрес поступает очень много обращений. Всего за период моей работы в качестве депутата ко мне обратились более 600 человек, из них порядка 400 на личных приемах. Один раз в месяц я веду прием граждан в Уфе в общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Д.А.Медведева и два раза в месяц выезжаю в районы Салаватского одномандатного округа, где о каждом приеме предварительно сообщаю гражданам через средства массовой информации. Многим обращающимся удается помочь. Что-то решается сразу на месте, что-то после обращения к главам районных или городских администраций. Есть, конечно, более сложные обращения, требующие направления депутатских запросов. Но рассмотрение всех поступающих обращений находится под моим личным контролем. Также через социальные сети я прошу граждан высказывать свое мнение, предложения по некоторым законопроектам, которые потом учитываю при работе над поправками. Поэтому если у вас есть предложения по внесению изменений в какие-либо законы или по принятию новых законов, пишите мне через Интернет, и ваше мнение будет услышано.