Ведь Татьяна Ильинична Мартышина родилась и живёт в Новомихайловке, а я из Денискино. За много лет соседства жители деревень прониклись душевно и в быту, в жизни в одном административном сельском поселении и совместном труде в общем хозяйстве. Мои многие одноклассники по Денискинской средней школе тоже были русские из Новомихайловки, исчезнувшей уже Филипповки и ещё чуваши из Весёловки. Практически, все жители этих сёл хорошо знают друг друга.
Татьяна Ильинична – самый настоящий представитель поколения «детей войны». Родилась в разгар сражений – 5 февраля 1942 года. Отец Илья Кременицкий служил в действующей Красной армии. Потом был мобилизован на финскую войну. Приехав домой, немного побыл с семьёй, у него уже росла старшая дочь Лера. И в первые же дни Великой Отечественной войны снова отправился на фронт. А у его семьи, жены начались мытарства, неимоверные лишения. Они, естественно, жили в родном доме у мужа. Но у него была не родная мама, мачеха. Как только начались страшные голодные дни затяжной войны, она выгнала из дома «лишние рты» вместе новорождённой дочерью. Ксения, так звали маму Татьяны и Леры, осталась на улице с двумя детьми. К добрейшей бабушке Агафье, маминой маме, тоже не могли пойти, она сама жила с семьёй другой дочери Анастасии. У них с мамой Ксенией была бесценная корова-кормилица. Пришлось её обменять на жильё.
А жилище знаете какое?! Это была землянка на горе, где жила казахская семья. Себе они по соседству другую землянку вырыли, более просторную и приспособленную. Поставили там нормальную печку. В этой был просто открытый очаг, который топился и дымился в помещение, как баня по-чёрному. Есть было абсолютно нечего. «Мы не видели хлеба, - говорит Татьяна Ильинична. – Питались подножным кормом. Лебеда, лопух, ягоды, когда есть, картошки было немного. Светились, наверное, прозрачные от недоедания...». Ещё вспоминает этих казахов по соседству: «Там были в семье две жены. Одна злая, другая добрая. Она, когда никто не видит, старалась покормить нас чем-нибудь. Я ей так благодарна».
Папа Илья Малофеевич в войну выжил. Только к семье не вернулся. Женился и стал жить в Москве. А про первую жену, детей забыл. В 1947 году у них родился брат Иван. Мама день и ночь работала в колхозе. На трудодни. А за них практически ничего не давали, только немного муки, которой совсем ненадолго хватало. После родов через несколько дней Ксения снова окунулась в колхозные работы. Ведь послевоенный период восстановления страны был не менее тяжёлым и суровым и по законам, чем в военное время. Такой же непосильный труд, практически бесплатный, жизнь впроголодь, одежды нет... Новорождённого сына она оставляет на присмотр старшей дочери и пятилетней Тани. «Я до сих пор ужасаюсь от одной мысли, как это так было?! Малыша несколько дней отроду нянчили двое детей мал мала меньше! Вот были времена! Сейчас возможно такое представить?» - восклицает она. Да, тут одни эмоции, слов-то не найдёшь.
В школу Таня пошла только в ноябре – надевать нечего, обуви не было. Потом кто-то сплёл лапти, а сверху на ноги надели рукава от фуфайки, чтоб теплее было! Одежду тоже нашли какую-то с чужого плеча. Сумку дали холщовую, она была вся в чернилах. Писали пером и чернилами, которые постоянно проливались из чернильницы. «Первую учительницу мою звали Галина Канофеевна Воробьёва. Училась я на одни «пятёрки всегда, - вспоминает Татьяна Ильинична. – Очень любила читать, узнавать что-то новое. Много книг перечитала по жизни. До сих пор люблю это занятие. И в телефоне нахожу интересные рассказы, тексты на исторические темы тоже и читаю с удовольствием».
Во второй класс Татьяна пошла учиться в детдомовскую школу, которая была рядом. Там ребята видели, что девчушка очень голодная и жалели, наверное. «То и дело подсовывали мне хлеба. Тогда я впервые увидела, узнала, попробовала настоящий хлеб, а не зелёную лепёшку из лебеды!»
В пятый класс новомихайловские дети ходили в Дедовскую школу. А это уже далековато. Татьяна часто пропускала уроки, так как одеждой и обувью надо было меняться с сестрой Лерой, которая тоже была школьницей. Но наша героиня так любила учиться, стремилась к знаниям, что старательно занималась дома. Сидела на печке, читала, писала, рисовала. И получала высокие оценки.
После школы поступила в индустриально-техническое училище в Салавате. Окончив его, поработала лаборантом на стекольном заводе, который только открылся в городе. В первый свой отпуск она поехала в Москву. Увиделась с отцом и, как мечтала часто, высказала ему всю свою детскую, сиротскую обиду, боль, про лишения, через которые ей, их семье пришлось пройти при живом-то отце.
В Салавате познакомилась с будущим мужем Петром Николаевичем Мартышиным, поженились в 1965 году и переехали в Новомихайловку. Здесь Татьяна Ильинична стала работать почтальоном в селе. Какое-то время возглавляла Денискинское почтовое отделение. Как тогда многие, трудилась и в колхозе, обрабатывала гектары свёклы. Затем освоила профессию продавца в сельском магазине, оттуда же ушла на заслуженный отдых как многодетная мать в 50 лет. Они с мужем дали жизнь, вырастили своих пятерых дочерей. Супруг был передовым механизатором колхоза им. Фрунзе – и трактористом, и комбайнером. Он, к сожалению, несколько лет назад скончался.
Татьяна Ильинична сегодня не одинока. С ней живёт, поддерживает во всём дочь Надежда. Она, как родители, трудолюбивая, добрая дочь, своего сына вырастила. Это она в школьные годы поработала штурвальной у папы комбайнера во время уборки урожая, про неё даже в газете писали. Сейчас Надежда Петровна ещё и за соседской семейной парой ухаживает. Потчует их разными вкусностями. Они обожают её хлеб, другую выпечку, разные первые-вторые блюда. Вот и в наш приезд дом был полон неповторимым вкуснейшим запахом свежеиспечённого хлеба.
Это жизненный выстраданный принцип Татьяны Ильиничны, который она передала своим детям, – работать добросовестно, от души, уметь ценить жизнь, людей, даже мелкие радости судьбы, своими руками создавать уют и красоту вокруг, дарить позитив, доброту окружающим. Ведь несмотря на выпавшие на долю тяжёлые испытания встречались ей и добрые, порядочные, отзывчивые люди. Так идёт развитие вперёд, к светлому и лучшему, и только так люди вместе выживают и украшают эту жизнь. «Испытано на себе!» - может с полным правом сказать Татьяна Ильинична Мартышина из непотопляемого поколения «детей войны».
Гульрайхан БАКИЕВА.
Фото Фаниса АКЧУРИНА.