Телефон зазвонил, когда мы только зашли в дом, она поторопилась ответить, на ходу объясняя: «Дети, наверное, я отвечу».
- Здравствуй, мама! Как ты? Я прибыл к месту работы, не волнуйся, со мной всё хорошо.
- Здравствуй, сынок! Со мной тоже всё хорошо. Ко мне тут с редакции пришли, позже мне позвонишь.
- Это мой старший сын, работает вахтой на Севере. Доехал и звонит меня успокоить, - сказала Антонида Дмитриевна, кладя трубку, и обращаясь к нам.
Телефон стал единственным средством связи между близкими людьми, мать осталась одна, когда сразу два его сына отправились в зону боевых действий, один в декабре, другой в январе. Ещё один сын с семьёй, на постоянной основе живут и работают в городе Когалым, дочь с семьёй в Кармаскалинском районе.
Родилась Антонида Дмитриевна в 1949 году, её отец, Дмитрий Пилюков, воевал, за проявленные подвиги был награждён медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденом Красной Звезды. И после победы сразу не смог вернуться к семье, демобилизовали только осенью 1945 года, нес службу на землях Украины, в Одессе. И в то время там было не спокойно, не мало наших бойцов полегли после того, как они кровью и потом, днём и ночью долгих четыре года отвоевали мир на земле. С женой Евдокией после войны дали жизнь ещё троим детям. К сожалению, долго в мирной жизни не удалось пожить, умер от болезни, оставив семерых, не окрепших детей. Антониде было всего девять лет. Пришлось с мамой много и упорно работать, чтобы вырваться от голода, холода и нищеты. Запись на трудовой начинается с 1966 года, а сколько до этого пришлось надрываться наравне со взрослыми? В 17 летнем возрасте приехала работать в сельпо села Балыклы ученицей бухгалтера, да так и осталась жить в этом селе. Окончила заочно Уфимский кооперативный техникум, долгие годы работала главным бухгалтером. Люди более старшего поколения хорошо помнят, каким богатым товарным ассортиментом обладали магазины села, приезжали сюда из соседних деревень. Это я тому, что немалые суммы проходили через её руки, и со числами у неё всегда был идеальный порядок. Продолжала трудиться и после выхода на пенсию почтальонкой, откуда уволилась лишь 2016 году. Четыре года назад похоронила мужа, коварный ковид стал причиной смерти Равиля Биктимирова. Горечь потери и сегодня не покинула её, она делилась воспоминаниями, показала бережно хранимую газетную вырезку 2020 года под заголовком «До сих пор в глубине души жду отца с войны», где Равиль абзый рассказывает о своем отце, который ушёл сразу после его рождения на войну и не вернулся, о своём босоногом, голодном детстве. А родился он 5 июня 1941 года, уже в январе 1942 года его отец, рядовой Биктимеров, пропал без вести. Только взглянув на статью, вспомнил каждое слово, которое там написано.
В 2019 году я, с друзьями и единомышленниками организовал и провёл вечер памяти, пригласив в районный ДК детей войны. В рамках подготовки обратился с просьбой к библиотекарям, чтобы помогли собрать воспоминания «Детей войны», спасибо всем, кто откликнулся. Часть этих повествовании было нами прочитаны со сцены, часть напечатана на страницах нашей газеты. С моей стороны это была дань памяти деду, не вернувшемуся с войны, отцу, дань уважения маме и всем детям войны, у которых было украдено детство, вместо этого перенесли голод и унижение. Это было золотое поколение, которое своим неимоверным трудом поднимало страну, они воспитали и оставили после себя достойных продолжателей. Преклоняем головы перед всеми вами. Ведь хотел встретиться и поговорить с Равиль абзый, его рассказ в точности повторял горькую судьбу моего отца, о которой папа вспоминал со слезами на глазах. Сироты войны, голодные, слабые, битые… Приведу короткий отрывок из воспоминании Равиля Биктимерова: «Мы собирали оставшиеся в поле колосья, откуда ни возьмись, появился полевод. Все мальчишки разбежались, а меня он схватил и закрыл в каменный склад. Мальчишку 8 лет оставили в холодном, страшном подвале. Я плакал, звал на помощь, но никто не слышал. Матери никто не сказал где я. Настала ночь, появились голодные крысы, они начали на меня кидаться и кусать. Простоял всю ночь, уже терял сознание, когда открылась дверь и мать меня выхватила. После всего этого я долго болел, по ночам мучили кошмары. За колоски, которые я собрал и оборонил там же в поле, было и другое наказание. Мать два года выплачивала из своих трудодней».
Вот они, поколение «детей войны», люди с большим сердцем. Создали крепкие семьи, родили и воспитали своих детей в любви, и в заботе, настоящими патриотами своей страны. Равиль Вахитович и Антонида Дмитриевна Биктимеровы вырастили пятерых детей, дочь и четверо сыновей – защитников Отечества, которые с честью отдали долг Родине. Мать бережно хранит грамоты, которые пришли от командиров войсковых частей: «…За успехи достигнутые в боевой подготовке, добросовестное выполнение служебных обязанностей и примерную воинскую дисциплину». Особенно младший сын связавший свою жизнь с профессией «Родину защищать». После армии работал в милиции, во вневедомственной охране г. Салават. Попав под сокращение, подписал контракт с Министерством обороны РФ, вступил в ряды Гвардейской мотострелковой Александрийской ордена Суворова миротворческой бригады, в составе которой принимал участие в сглаживании всех конфликтов в «горячих» точках, в том числе побывал и в Сирии. Контракт закончился незадолго до начала СВО. Его воинская часть в числе первых вошла в зону спецоперации, очень много сослуживцев погибли в первый – 2022 год боёв. А он снова отправился добровольцем, уже в составе батальона «Салавата Юлаева», с позывным «Печенег» - ветеран боевых действий. Вернулся, завершив контракт, побыл около полугода и снова, с началом нового- 2025 года, отправился на передовую. В этот раз его определили в состав той самой миротворческой бригады, в которой он служил. Воевал в Южно-Донецком направлении, буквально рядом служил и его брат, который уехал месяцем раньше, в декабре прошлого года. Боец с позывным «Боцман», потому как он бывший моряк Северного флота, после двух недель учебки, был отправлен на передовую…
А каково матери? Со средним сыном, одним из её близнецов, они жили вместе. Теперь же её беспокоит и чувство одиночества, и гнетущая боль за своих детей. Тяжело терять своего ребенка, эту боль невозможно передать словами.
Уходя, мы попытались найти слова утешения, но есть ли они? Матери успокоятся, когда на земле прекратятся войны, солдаты перестанут погибать и будут нести службу под мирным небом!
Х. РАХИМОВ.