Запомните популярные уловки аферистов
Мошенники регулярно придумывают новые схемы обмана и модернизируют старые. Рассказываем о самых популярных уловках злоумышленников, чтобы вы знали, с какими из них можно столкнуться в 2024 году.
Схема 1. «Родственник попал в беду» – старая, но рабочая схема мошенников. Несмотря на все предупреждения, жители снова и снова попадаются на эту уловку злоумышленников. На сотовые и стационарные телефоны граждан поступают звонки, и неизвестный на другом конце провода представляется кем-либо из родственников и сообщает, что попал в дорожно-транспортное происшествие, далее связь прерывается. Следом звонят якобы сотрудники правоохранительных органов и поясняют, что родственник потерпевших является виновником аварии и теперь для возмещения причиненного материального ущерба, избежания уголовной ответственности необходимо заплатить определенную сумму, а также указывают, кому требуется передать деньги. Опасаясь за своих близких, доверчивые граждане отдают деньги незнакомцам.
Гражданам необходимо запомнить, что сотрудники правоохранительных органов не требуют вознаграждения за разрешение проблем граждан. За подобные действия в Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность по статье 290 «Получение взятки», а у лица, передающего денежные средства для решения так называемых проблем, возникает ответственность по статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации «Дача взятки», так как граждане осознанно, для избежания их родственниками уголовной ответственности, передают денежные средства, будучи убежденными, что деньги попадают в руки должностных лиц, а не в руки мошенников.
Лицо, исполняющее роль курьера, также является соучастником преступления и подлежит привлечению к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ «Мошенничество».
Схема 2. Операторы сотовой связи. Мошенники звонят жертве и утверждают, что действующий договор на услуги сотовой связи заканчивается, его нужно продлить, иначе номер передадут другому абоненту. Для этого достаточно продиктовать код из смс, уверяют они. Следующий шаг – перейти по ссылке, где нужно ввести еще один код.
Таким образом человек не продлевает договор (на самом деле он является бессрочным), а предоставляет данные для входа в личный кабинет на портале «Госуслуги» и всю информацию о себе, которая хранится на этом ресурсе.
Схема 3. Общение с работодателем. Иногда мошенники пользуются растерянностью соискателей и крадут личные данные прямо во время онлайн-встречи.
Под видом будущего работодателя аферисты проводят собеседование, где просят кандидата заполнить анкету прямо во время общения посредством сервиса Zoom. Один из ее пунктов – номер карты и другие ее данные. На нее злоумышленники обещают производить оплату. Чтобы ничего не пропустить, они включают запись экрана. Некоторые хитрецы просят указать информацию по нескольким банковским картам, если какую-то якобы не примет бухгалтерия. Стоит ли говорить, что вместо пополнений с карты соискателя в скором времени произойдут списания, а на работу его так и не устроят…
Схема 4. Звонки или сообщения от знакомых. Еще одна тактика нечестных людей – рассылка сообщений с просьбой одолжить денег близким или друзьям. Порой в своих сценариях мошенники заходят и дальше – играют на чувствах жертвы и информируют, что ее родственник попал в беду.
Если раньше аферистам приходилось разыгрывать театральный спектакль, подделывая голос, то теперь за них это делает искусственный интеллект. Злоумышленники взламывают аккаунт пользователя, скачивают голосовые сообщения и на их основе генерируют монолог для дальнейшего обмана.
Существует и другой «безобидный» сценарий – просьба проголосовать за детей, племянников в детском конкурсе. За ссылкой, которую мошенники отправляют со взломанного владельца аккаунта, скрыт вирус, которые откроет им доступ к Вашему гаджету.
Схема 5. Оплата услуг по фейковому QR-коду. Сегодня, чтобы получить какую-либо услугу или оплатить товар, достаточно навести камеру на QR-код. Например, им можно воспользоваться, чтобы взять в аренду самокат или портативное зарядное устройство для гаджета.
Правда, вместо прогулки с ветерком и заряженного аккумулятора телефона можно получить пустой банковский счет. Дело в том, что такой QR-код ведет не на официальный сайт сервиса, а на поддельный ресурс, через который аферисты крадут деньги и данные карты. Поэтому лучше оплачивать услугу через официальное приложение сервиса, а не через камеру гаджета.
Схема 6. Звонки и сообщения из банка. Мошенники под видом специалистов техподдержки финансовых организаций предлагают установить на смартфон приложение для поиска вирусов. Существует ли он на самом деле? Нет! Это вредоносное программное обеспечение, которое дает доступ к телефону жертвы и его данным.
Еще один популярный сценарий – помощь в сохранении денежных средств. Аферисты под видом сотрудников Банка России сообщают жертве о том, что кто-то пытается похитить деньги с ее счета. Чтобы их спасти, надо перевести средства на «безопасный» счет в ЦБ РФ.
По легенде, это временная мера – на период поиска преступников. А потом всю сумму человеку якобы возместят наличными в приемной Банка России в Москве. Для убедительности жертве отправляют смс с подтверждением записи с официального номера регулятора – 300.
Схема 7. Звонки и сообщения от государственных ведомств. Часто мошенники звонят или пишут человеку якобы от лица сотрудников ФСБ, Росфинмониторинга, ФНС, Социального фонда России, портала «Госуслуги».
Самая распространенная уловка – предложение получить какую-либо государственную выплату. Схема классическая: «Вы даете нам данные карты, мы вам – деньги».
Уважаемые гости и жители Фёдоровского района! В случае совершения в отношении вас мошеннических действий, незамедлительно сообщите об этом в полицию через круглосуточный телефон доверия МВД по РБ: 8(347) 279-32-92 или в дежурную часть Отделения МВД России по Федоровскому району: 8 (34746) 2-71-66, сотовый: 8 (999) 741-12-17.
Информация предоставлена Фанисом ГАЛИЕВЫМ,
старшим оперуполномоченным ГУР
Отделения МВД России по Фёдоровскому району,
майором полиции.
Фото Л. КАНТИМЕРОВОЙ и Ф. ГАЛИЕВА.