+8 °С
Дождь
80 лет Победы
Статья
В Межвузовском кампусе застройщикам рассказали об изменениях законодательства Педагогов Башкортостана приглашают на V Форум классных руководителейВ Уфе состоялась презентация книги Талгата Сагитова «Дуновения памяти»Продлён приём заявок на конкурс «Лучшие товары Башкортостана»Газет много, районка – одна!Детям разъяснили правила ПДДПутин поручил провести заседание президиума Госсовета в ДоброградеВ Башкортостане Башкортостан обновляют Экспортный каталогВ Башкортостане в 2024 году номерной фонд увеличился на более 500 единицVК расскажет школьникам о правилах защиты старшего поколения от кибермошенниковУченица Фёдоровской школы - призёр Республиканской олимпиадыОткрыт прием заявок на форум «Сильные идеи для нового времени»В Межвузовском кампусе прошел Всероссийский форум «Люди доброй воли»На трекере стартапа предприниматели освоили навыки грантового проектированияВ России высказались о возможной цели новых переговоров Путина и ТрампаВ Башкортостане разработали настольную игру по мотивам сказки Сергея АксаковаКомпания из Башкортостана ускорила выдачу заказов на 27% Прошло совещание по вопросам развития Арктической зоныВ Уфе завершился второй этап Спартакиады «Трудовые резервы»В Башкортостане все водохранилища работают в штатном режиме
Все новости
10
О тех, кто рядом
27 Февраля , 15:18

«Час мужества пробил на наших часах»

Александр Киреев отдал долг Родине сполна, но намерен ещё не раз доказать ей свою преданность.

«Час мужества пробил на наших часах»
«Час мужества пробил на наших часах»

Чёрная куртка, спортивная шапка, невысокий, худощавый – с виду он обычный парнишка, каких десятки встретишь на кумертауских улицах… Но этот скромный вид обманчив.

На самом деле передо мной боевой офицер, обладатель высоких государственных наград, человек, который не раз заглядывал смерти в лицо и однажды в неравном бою с нею вышел победителем. Спасла его Вера.

Ему есть о чём рассказать, но о ещё большем он умалчивает. Идёт война, и секретность никто не отменял.

Александр Киреев родом из Фёдоровского района, живёт в Кумертау недавно. С детства мечтал стать военным. Тем более в его роду многие носили погоны. Когда-то мальчишкой играл в войнушку, сам мастерил оружие из дерева… А окончил школу – поступил в военное училище.

Саратовский ордена Жукова Краснознамённый военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации – старейшее военное учебное заведение страны. В разные годы оно называлось 4-я школа пограничной охраны и войск ОГПУ, Саратовское военное училище войск Министерства госбезопасности СССР, Саратовский военный институт внутренних войск МВД России. Именно в таком статусе был вуз, когда в 2014 году его окончил Александр Киреев.

Но как бы ни назывался вуз, его выпускники всегда защищали интересы Родины как внутри страны, так и за её пределами.

В Великую Отечественную войну особо отличилась Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН) или, как её называли в народе, спецназ Судоплатова. Главной её задачей было уничтожение немецко-фашистских захватчиков и их приспешников во вражеском тылу. После войны проводились успешные операции по ликвидации бандитских отрядов, орудовавших в западных частях страны. И позже выпускники училища участвовали в войнах, вооружённых конфликтах, боролись с бандформированиями, проводили контртеррористические операции. Вчера это были Афганистан, Чечня, Сирия… Сегодня – специальная военная операция на Украине. Практически все преподаватели вуза имеют боевой опыт.

Спрашиваю Александра, думал ли он, когда поступал в военное училище, что и на его долю выпадет война и ему придётся реально воевать.

– Конечно, – был его ответ. – Нас к этому и готовили. Любой ребёнок (а в семнадцать лет юноша, по сути ещё ребёнок), поступая в военное учебное заведение, должен понимать, что в ближайшие 10-20 лет он будет воевать. И может даже погибнуть. Военный человек обязан защищать Родину, должен рисковать собой.

В зоне проведения спецоперации старший лейтенант Киреев находился практически с самого её начала. Служил в разведывательном подразделении.

Воевал я полтора года. Служил в спецназе. Какие задачи у спецназа? Специфические. Засады, налёты, разведпоиск, – сухо описывает свой боевой путь мой собеседник.

Служил он на разных должностях, выполняя командные задачи. При этом в составе группы вместе с бойцами сам выходил на задания. Командир должен быть примером для бойцов, считает мой собеседник.
Война многому научила даже профессиональных военных, таких как Александр. Он получил уникальный боевой опыт, где соединились и владение современными технологиями, и навыки, доставшиеся от предшественников. Он же занимался подготовкой и обучением личного состава.

– С кем-то занимался, где-то даже я сам учился. Там, знаете, это другая война на самом деле. Это не Чечня, не Афганистан. Это крупномасштабная война, где задействованы артиллерия, войсковые подразделения, разные тактические группы, батальоны, понимаете. В других конфликтах, например, в Сирии, такого не было. Поэтому мы, скажем так, частично обратились к опыту Великой Отечественной войны. Те же самые окопы, например. Такого уже давно не было, чтобы солдаты в окопах сидели… – делится Киреев.

Не только окопы рыли бойцы. Местом расположения Александра и его товарищей больше года служила землянка, собственноручно вырытая в лесу и оборудованная под длительное проживание. Естественно, замаскированная. Ребята даже баню соорудили, дровник устроили.

Каждое задание группы спецназа, каждый выход на линию боевого соприкосновения, тем более в неприятельский тыл, – это крайне высокий риск. Требуется иметь чёткий план, сконцентрироваться только на задаче, отключить эмоции. Война лицом к лицу с противником.

– Я просто выполнял свою работу и всё. Я же профессиональный военный. Сделал – забыл, другая задача поступила. Философски надо относиться. Мы же Родину все защищаем, – сдержанно рассуждает герой нашей публикации.

Были потери и среди товарищей Александра. Эти раны на сердце будут посильней физических увечий. Одна из них кровоточит до сих пор. Это случилось как раз в том последнем бою 21 апреля прошлого года.

– Человек один, он прикрыл собой меня и ребят. Сказал: «Отходите, я прикрою». Парень остался вести бой. Он не вышел. Его звали Махмутов Газинур, две недели не дожил до своего тридцатилетия. Ценой своей жизни спас нас, – Александру трудно даётся этот рассказ. – Задача очень тяжёлая была, но надо было её выполнить. Когда мы туда собирались, он говорил: «Наверное, я умру сегодня». Я пытался подбодрить его: «Да брось ты, нормально всё!» А он всё повторял: «Нет, нет, это точно». В принципе, военнослужащий всегда чувствует свою смерть. Я тоже понимал, что со мной что-то случится в этот раз.

Александр Киреев дал себе слово, когда немного восстановится, приложить все усилия, чтобы на родине этого человека установили памятник, а ему дали звание Героя России. «Я всё для этого сделаю. Это был настоящий воин», – обещает мой собеседник.

В том бою Александр был тяжело ранен. По нашим бойцам работала украинская артиллерия. Противник использовал кассетные снаряды, которые практически не дают шансов уйти живыми.

– Сначала я решил, что мне оторвало руку. Думал подрывать себя – там после такого не выжить. Потом понял, что рука на месте, ушла куда-то вниз, повисла и полностью обездвижена, – мыслями возвращается в этот день Киреев.

Боль, кровопотеря, сильнейшая контузия – Александр всё время терял сознание. Передвигаться самостоятельно он не мог. Пытался, вставал – шаг, два – и тут же падал. Три дня без воды и еды, в двадцати метрах от врага. Обессиленному, обескровленному человеку впору сдаться и принять смерть как должное. Но он просто не мог уйти вот так, сейчас, когда в этот мир должна была прийти новая жизнь – его частичка. Он не разрешил себе умирать.

– Я очень сильно боролся за жизнь. Было обидно умереть и не увидеть своего ребёнка, – так объясняет силу своего духа Александр.

В это время в Кумертау места себе не находила молодая, беременная первенцем жена Александра Ляйсан. Уже несколько дней не было с ним связи. Последний их разговор поселил в её душе огромную тревогу. Вроде не было сказано ничего особенного, но тяжёлое предчувствие её не отпускало.

Через три дня офицера случайно нашли «местные ребята» – бойцы другого подразделения. Они его перевязали, оказали помощь, какую смогли. Теперь его требовалось вынести с линии боевого соприкосновения. Товарищи, которые везде его искали, нашли его вечером. Операция по спасению командира растянулась на полтора дня. Основную тяжесть этой работы взяли на себя бойцы с позывными Тягач и Сова. Постепенно по мере выхода с ЛБС к ним присоединялись другие ребята. Двадцать километров Александра Киреева несли его друзья-сослуживцы. Местность открытая, в воздухе постоянно кружили дроны-камикадзе. Передвигаться было крайне непросто. На последних двухстах метрах, когда силы уже иссякли, старшего лейтенанта сумела забрать эвакуационная машина, которая проезжала неподалёку. Команда медиков ради спасения Александра сознательно пошла на риск, заехав на обстреливаемую территорию. Дальше были полевой госпиталь, Луганск, операции... Через семь дней Александр смог позвонить своей любимой. Он был жив, а это для близкого человека главное. Через месяц родилась дочь Вера. Будучи ещё совсем крошечным существом в материнской утробе, эта девочка, можно сказать, спасла своего отца. Их встреча состоялась в июне, когда Верочке исполнился месяц.

Александр перенёс несколько операций, и они ещё предстоят. Долгими тренировками ему удалось достичь того, что пальцы на перебитой правой руке обрели некоторую подвижность. Наш герой не намерен останавливаться, он намерен вернуться к полноценной жизни. Сейчас он активно занимается своей реабилитацией.

На сегодня он по состоянию здоровья комиссован из Вооружённых сил. Означает ли это, что офицер Киреев поставил точку в своей военной карьере? Александр Николаевич уверен, что говорить об этом рано. «Я вернусь», – твёрдо заявляет он.

Как вариант рассматривает преподавательскую или наставническую деятельность. Знания и опыт, которыми он готов делиться с молодыми ребятами, могут спасти им жизнь в дальнейшем. Этот опыт, он дорогого стоит.

– Не зря иностранные военные так стремятся попасть на Украину. Только там сейчас можно получить опыт участия в современной полномасштабной войне, – поясняет Александр.

Это тоже одна из особенностей СВО. Противник не был чем-то однородным. Воюя, Александру пришлось сталкиваться и с иностранными наёмниками, и с националистами, и с простыми ВСУшниками.

Говоря об иностранных военных, мой собеседник называет их «интересным противником»:

– Они достойные ребята, сильные, но не лучше нас. У них дух слабый, мотивации нет. Они не понимают, зачем мы умираем. У них другое мировоззрение, другой генетический код, мы разные люди.

А украинцы, они, конечно, сильные духом. Они вот даже стоят, например, по два-три человека, будут до последнего рубиться, некоторые даже гранатами себя подорвут. Но всё равно мы сильнее. Если бы они были нас сильнее, мы бы их не побеждали, понимаете.

А вот националисты – они не воины. Они, знаете, просто бандиты, трусы. Если тяжело, они уходят сразу.

Изменила ли война нашего земляка? На этот вопрос Александр отвечает так:

– Да, я стал добрее, мудрее, жизнь стал ценить больше. Если снова придётся воевать, то уже не буду так рисковать. Всё-таки у меня семья, ребёнок. Конечно, я бы не хотел служить в тылу, в штабе, всё-таки боевой офицер, мне проще на передовой. Возможно, это будет какая-то другая, полуоперативная работа…

А в том, что работы предстоит ещё много, Александр не сомневается. Вспомните историю Великой Отечественной войны. После её окончания на Западной Украине ещё до 1953 года воевали с бандитами-националистами, в Прибалтике до 1964 года шла война с «лесными братьями». Так что даже после заключения мирного соглашения говорить об окончании войны будет рано. Но вот что точно знает наш герой, так это: «Мы победим обязательно. Мы не сможем проиграть!»

Кстати, Александру прилетела весточка с передовой. Его сослуживцы-разведчики передали ему большой-большой привет от солдата с позывным Сучок – это один из тех самых «местных ребят», что нашли Киреева в лесу. Именно Сучок перевязывал и ухаживал за раненым и на прощание подарил ему свою новую флисовую толстовку. А Александр в благодарность отдал ему свою каску. Вспоминает: «Новая каска, недавно её купил, очень хорошая, кевларовая. Я говорю: «Держи, брат, это от меня. Я выжил, теперь и ты, по-любому, выживешь». Ребята передали, что Сучок живой, и каска живая, говорят».

Автор: Айгуль ШАЯХМЕТОВА.

Источник информации: газета «Кумертауское время».

Фото предоставлено.

«Час мужества пробил на наших часах»
«Час мужества пробил на наших часах»
«Час мужества пробил на наших часах»
Читайте нас: